בס"ד

Сиха Любавического РЕБЕ на главу «Кдойшим»


1. В нашей недельной главе («Кдойшим») рассказывается о запрете орла-ערלה
и заповедях, которые с этим связаны.

Орла - это плоды, которые дает дерево в первые три года после посадки. От этих плодов Тора запрещает получать любую выгоду (הנאה), их нельзя ни есть, ни продавать, ни как-либо использовать. В хасидусе объясняется, что плоды первых трех лет связаны с тремя полностью нечистыми клипами, поэтому ничего хорошего из них мы извлечь не можем.

Плоды четвертого года называются «кодеш гилулим л-Ашем», (святые, восхваление Вс-вышнему
 - קדש הילולים לה). Их можно есть только в Иерусалиме, так как эти плоды обладают святостью. Приходя в Иерусалим, еврей восхвалял и благодарил Вс-вышнего за то, что Он даровал нам землю Израиля, на которой выросли эти плоды. И, наконец, плоды пятого года можно есть в любом месте, продавать и т.п. Это обычные плоды обычного дерева.

Обо всем этом Тора говорит, что три первых года плоды дерева нельзя есть, потому что они - орла; плоды четвертого года - «гилулим л-Ашем»; и, в результате, на пятый год будет добавка вашему урожаю. Создается впечатление, что выполнение заповеди орла в первые три года и заповедей четвертого года — это только подготовка к пятому году. А самое главное и высокое - это плоды пятого года.

2. К вышесказанному можно добавить объяснение Алтер Ребе в книге «Ликутей Тора». По словам Алтер Ребе своими духовными корнями орла (плоды первых трех лет) связаны с тремя духовными мирами: Асиё, Ециро, Бриё. И поскольку раскрытие Б-жественного в этих мирах неполное, а такое, которое оставляет место для ешуса [самооощущения творения, когда творение не ощущает, что на самом деле существует только Ашем. Конечно, есть разница между миром Асиё и миром Бриё, к примеру. Если в мире Бриё ангелам очевидно, что существует Вс-вышний, то нам в мире Асиё это ощущение доступно с трудом. Но и в мире Брия, где очевидно существование Вс-вышнего, все-таки ангелы ощущают, что «мы тоже есть»]. И как результат, эти миры дают возможность существования вещей, которые противоречат и скрывают Б-жественность, из этих миров проистекает жизненность клипы, вплоть до трех полностью нечистых клипойс.

Плоды четвертого года соответствуют миру Ацилус, где Б-жественность раскрыта до такой степени, что не остается места для клипы. Поэтому у этих плодов есть святость и они «гилулим л-Ашем» – Ашем, то есть  
י-ה-ו-ה, четырехбуквенное имя, 4-е буквы которого соответствуют 4-м мирам: Асиё, Ециро, Бриё, Ацилус.

Плоды же 5-ого года – «добавить вам урожая» – соответствует «коц шель юд» - острию первой буквы имени י-ה-ו-ה, что соответствует уровню Кесер, выше мира Ацилус.

Возникает вопрос; как может быть, что плоды 4-ого года можно есть только в святом месте - Иерусалиме, и кстати, только ритуально чистому человеку, а плоды пятого года, которые ещё «выше», можно кушать где угодно и кому угодно, даже когда человек затумился (ритуально нечист)?!

3. Для того, чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно разобрать один рассказ о Раби Исроэле Бааль Шем-Тове. Ещё до того, как Бааль Шем-Тов раскрылся, он ходил по местечкам, одетый в простые крестьянские одежды, и изображал простого неучёного еврея. Он «приставал» к евреям с вопросами: «Как дела?», «Как заработок?», «Как здоровье?» и т.п., желая услышать из их уст прославление Вс-евышнего. «Слава Б-гу», «Благословен Он!» и т.п.

Как-то раз Бааль Шем-Тов проходил через город, где жил еврей, который вел образ жизни поруша. Он не гулял по улицам, не занимался заработком. Как отшельник, он сидел целый день в своей отдельной комнатке в синагоге и целый день в Талите и в Тфилине, учил Тору. Только перед заходом солнца этот еврей снимал Талит и Тфилин, ужинал куском хлеба, запивал его водой. Бааль Шем-Тов пришёл к этому праведному еврею и тоже спросил, как у него дела с заработком. Поруш никогда не отрывался от изучения Торы, Поэтому он сделал вид, что не замечает Бааль Шем-Това и не слышал вопроса. Бааль Шем-Тов повторил свой вопрос несколько раз и этим вывел Поруша из себя: какой-то крестьянин не даёт ему учиться! Поруш энергичными жестами показал Бааль Шем-Тову на дверь. Тогда Бааль Шем-Тов сказал: «Ведь ты не даёшь Вс-вышнему его заработок!» От такого дерзкого, ошеломляющего и к тому же непонятного обвинения Поруш опешил. Тогда Бааль Шем-Тов объяснил. Написано: «веато кодойш, ёйшев тегилойс Исроэль»
(ואתה קדוש יושב תהלות ישראל) «А Ты Святой восседаешь на восхвалениях евреев». На идише «сидишь» означает «имеешь заработок»: на чём ты «сидишь» значит, «чем ты зарабатываешь на жизнь». Тем, что Поруш не мог ответить на вопрос Бааль Шем-Това: «Слава Б-гу!», он как будто лишил Вс-вышнего его заработка.

4. Идея этого рассказа.

Что значит Вс-вышний «восседает»? Дело в том, что «веато кодойш» – а Ты святой, т.е. отделённый от миров и творения. «Восседаешь», значит спускаешься (подобно человеку, который садится) до творения – раскрытие Вс-вышнего в сотворённых мирах. Известно, что к этому приводит служение евреев. Несмотря на то, что «Ты, Святой», за счёт служения евреев, которые «притягивают» раскрытие Вс-вышнего, происходит «восседаешь». Это смысл фразы «А Ты, Святой, восседаешь на восхвалениях евреев».

Но из этого всё ещё непонятно, зачем Бааль Шем-Тов хотел услышать от Поруша «Слава Б-гу» на вопрос о заработке. Более того, ведь Бааль Шем-Тов оторвал Поруша именно от служения Вс-вышнему?! И более того – от изучения Торы, которое «превыше всего»?!

Можно было бы ответить, что Бааль Шем-Тов хотел «тегилойс Исроэль» – восхваления. Но ведь он мог спросить Поруша, как у того дела в изучении Торы и, наверняка, услышал бы восхваление Вс-вышнего: «Слава Б-гу»? Дело в том, что цель творения в том, что Вс-вышний возжелал, чтобы у него было «жилище» в нижних мирах. Ради этого созданы все миры, именно от этого Вс-вышний получает наслаждение. Необходимо такое служение Вс-вышнему, которое создаёт ему «жилище» в нижних мирах. «Жилище» в нижних мирах – т.е. раскрытие Вс-вышнего в материальном мире. в материальных вещах, а не только в духовных. Изучение Торы, главным образом, связано с «высшим» в человеке, с божественной душой. Необходимо работать также и с низкими вещами, и с животной душой.

Но, на первый взгляд, и это было у Поруша. Ведь сказано, что он ел хлеб с водой, наверняка затем читал Биркас-а-мозойн. С материальными вещами он тоже имел дело.

Проблема в том, что это он делал по минимуму, только вынужденные, необходимые вещи. Он не занимался, по сути, исправлением животной души, а наоборот, старался всеми силами поменьше иметь с ней дело. Другими словами, у него не было того служения, которое приводит к «А Ты, Святой, восседаешь...» и к строительству «жилища» в нижних мирах. (И таким образом, даже его изучение Торы не было полноценным. Как говорят Мудрецы: У того, кто заявляет: «ничего мне не надо. ничем не хочу заниматься, кроме Торы». - нет даже заслуги изучения Торы).

5. На основе этого можно понять достоинство плодов пятого года – это раскрытие Б-жественности в обычных, обыденных, материальных вещах. Эти плоды – это обычные разрешенные, не святые (с ними не связана никакая конкретная заповедь) плоды. Но еврею было очевидно, что эти плоды это результат благословения Вс-вышнего. За счет того, что евреи первые четыре года выполняли Его волю, результатом было увеличение урожая пятого года.

Другими словами, плоды пятого года соединяют в себе две противоположности: «низ» и «верх». «Низ» – это самые обычные материальные вещи, а «верх» – именно за счет них можно выполнить самое глубинное и главное желание Вс-вышнего – строить «жилище» Ему в нижних мирах.

Hosted by uCoz