בסד

Назад в БИБЛИОТЕКУ

 

Практическая Ґалаха

Выпуск номер 8, Хешван, 5755

Составлен и издан - Коллел Менахем - Любавич (Мельбурн, Австралия)

 

В зехус Любавического Ребе.

 

Использование денег ма'асер.

Имеются много галахических проблем в отделении ма'асер - десятая часть денег - для целей милосердия.

Здесь будет обсуждено следующее:

·          1) Статус обязательства давать ма'асер.

·          2) Верно ли, что ма'асер даётся только нищему?

·          3) Выплата долгов деньгами ма'асер.

Обязательство Давать Ма'асер

Стих Торы [1] заявляет " Вы должны дать десятую часть всего, что у вас прибудет (от всего приплода) ... ". Сифри (цитируемый Тосефос) [2] пишет, что слово "все" указывает на то, что каждый должен дать десятую часть всей прибыли (а не только от урожая поля). Основываясь на этом, Довер Мешарим [3], Мишнат Хасидим [4] и Хатам Софер [5] постановляют, что это обязанность по Торе давать ма'асер.

Нишал ЛеДавид [6] и Таз (как объясняет Циц Элиэзер [7]) не соглашаются и пишут, что обязательство - только дерабонон и что Сифри просто приводит асмахта (поддержку) из Торы для постановления Мудрецов.

Имеются и другие мнения, что даже дерабонон (по Мудрецам) нет обязательства дать ма'асер; это только человек по своей воле берёт на себя эту обязанность [8]. Однако, с того момента как человек начинает давать ма'асер, это приобретает статус недера, и он затем обязан продолжить делать так в соответствии с законом Торы, так как Тора обязывает выполнять недер. Если он желает прекратить давать ма'асер, он должен аннулировать свой недер (сделать аторас недорим). Имеются мнения - и это - также мнение Любавического Ребе - что человек должен дать ма'асер три раза, для того, чтобы это приобрело статус недера. [9]

Ма'асер только для нищих?

Рамо [10] пишет, что деньги ма'асер могут быть даны только нищему и нельзя их потратить для мицвы (к примеру подарить свечи для синагоги).

Взгляд Таз [11] состоит в том, что мицву, типа права вызывать людей к Торе, можно купить с ма'асер, при условии, что намерение заплатить деньгами ма'асер было в момент покупки. Если, однако, не имелось в виду использовать деньги ма'асер при покупке мицвы, нельзя впоследствии возместить это с ма'асер, поскольку это возместило бы долг с ма'асер (см. следующий раздел).

Маарам (которого цитируют Шах [12] и Таз [13]) пишет, что можно оплачивать мицва с ма'асер, если без этого невозможно было бы выполнить мицву (типа платежа за брис или свадьбу; или покупки книг, чтобы учиться и предоставлять другим возможность учиться).

Ктав Софер [14] и Циц Элиэзер [15] интерпретируют то, что пишет Маарам, как утверждение, что ма'асер можно использовать для покупки мицвы только тогда, когда эти деньги в конечном счете получит нищий.

Из Алтер Ребе [16] кажется, что можно использовать деньги ма'асер для мицвы даже тогда, когда деньги не поступают нищему.

Хасам Софер [17] пишет что, даже согласно Рамо, если, когда кто-то начал давать ма'асер, имея в виду, что это может быть также использоваться для митцвот, это можно тратить на мицвот.

Платеж долгов из ма'асера

Таз [18] постановляет, что нельзя использовать ма'асер, чтобы оплатить налоги, это было бы выплатой долга с ма'асер, что в свою очередь запрещается. Даже выплата долга еврею, когда это является мицвой, запрещается.

Беэр Агола [19] аналогично различает между мицвой, которую человек обязан сделать, которая «ждёт» его, подобно долгу, для таких вещей нельзя брать деньги  из ма'асер; и мицвы, которую человек не обязан выполнить, в этом случае  можно брать деньги из ма'асер.

В соответствии с этим Моген Авроом [20] постановляет, что нельзя использовать ма'асер для матанот ле'евионим (подарки нищим в Пурим) так как человек обязан это сделать, и это приравнивается к выплате долгов с ма'асер.

Бней Йиссохор в его книге "Дерех Пкудехо" [21] доказывает на основе вышеизложенных правил, что долги еврею могут быть возмещены с ма'асер. Однако необходимо уточнить, что это применимо только, если:

(1) долг очень стар и не будет оплачен, если не воспользоваться денегами ма'асер и

(2) когда заемщик начал отделять ма'асер, он сделал условие, что ма'асер будет использоваться для этого.

Заключение

Согласно Рамо, деньги ма'асер могут быть даны только нищему и не для выполнения мицвот. Мнение Маарам состоит в том, что, если мицва не будет выполнена, если не воспользоваться ма'асер, то можно.

Таз добавляет, что это при условии, что человек имел в виду использовать ма'асер во время приобретения мицвы.

Согласно Ктав Софер мицва может быть куплена с ма'асер только, если деньги фактически идут к нищему; в то время как из Алтер Ребе кажется, что ма'асер может использоваться для мицвы без этого ограничения.

Хатам Софер постановляет, что если, когда человек начал давать ма'асер, он предусмотрел, что это может быть также использовано для мицвот, то можно в дальнейшем так делать. Согласно большинству мнений, долги нельзя выплачивать с ма'асер – даже долги из платежа за мицву. Даже согласно мнению, что долги могут быть возмещены с ма'асер, это применимо только к "старым" долгам, которые не были бы иначе возмещены, и только, когда человек когда он начал отделять ма'асер имел в виду, что он будет использовать ма'асер для выплаты долгов.

Назад в БИБЛИОТЕКУ    

[ 1] Деворим 14:22

[ 2] Ta'anis 9a

[ 3] Vol 3:84

[ 4] на Рамбам, Hilchos Есодеи АТора 17a

[ 5] Иоре Деа 232

[ 6] Иоре Деа 23

[ 7] Vol 9:1

[ 8] см. Бах - Иоре Деа 332; Швус Я'аков Vol 2:85

[ 9] для вышеупомянутого см. Y'avitz Vol 1:6

Хавас Йоир 224 p118;

Хасам Софер Иоре Деа 231

Igros Kodesh  Любавического Ребе Vol 18 p384

[ 10] Иоре Деа 249:1

[ 11] Иоре Деа 249:1

[ 12] Иоре Деа 249:3

[ 13] loc cit

[ 14] Иоре Деа 112

15] loc cit

[ 16] Книга Биркас А Неенин Ch 12:9

[ 17] loc cit

[ 18] Иоре Деа 249:1

[ 19] loc cit

[ 20] Орах хайим 694:1

[ 21] раздел по Hanhogos Yeshoros 209

[ 22] см. Шулхан HaTohor, Shaar Hatzdokoh Ch13

 

Hosted by uCoz