ב"ה

БЕСЕДА РЕБЕ на главу ВАЯКhЭЛЬ

Перевод –© «Нахлас Лейви», 2000

Yesiva.narod.ru

 

Пишет РАМБАМ в законах Субботы:

"амав-ир (сжигающий) сколь угодно мало хаяв (нарушает прямой запрет Торы), при условии, что ему нужен пепел, но если мав-ир путем уничтожения — патур (не нарушает Тору, а только запрет Мудрецов) так как мекалькель (портит, разрушает), но тот, кто мав-ир скирду другого… несмотря на то, что уничтожает – хаяв, так как намерение его - отомстить своему врагу... и ведь он метакен Ецер (улучшает себе настроение). Также и зажигающий свечу как для того чтоб согреться так и для света - хаяв".

Известен подход Алтер Ребе (к тому, что пишет РАМБАМ) в определении запрета "мав-ир", что "суть разжигания  - извлечение огня или увеличение огня", т.е. "несмотря на то что мав-ир хаяв только в случае если ему нужен пепел, суть запрета не из-за уничтожения и сжигания дерева, а из-за увеличения огня".

Алтер Ребе доказывает это из того что пишет РАМБАМ (в конце данной галохи) по поводу "нагревания металла на огне" ["накаливающий железо на огне чтобы закалить его в воде это толда от мав-ир и хаяв"] и комментирует там «Магид мишне»: " всякая вещь что сама становится жаром ... мав-ир" - несмотря на то, что при накаливании металла нет никакого уничтожения (ничего не сгорает).

Продолжает Алтер Ребе, что так можно заключить также из закона про "зажигающий свечу", что  ведь  он хаяв, несмотря на то, что не нуждается в пепле.

   В «Цофнат пеанеах» приводится еще одно доказательство того, что мнение РАМБАМа, что суть "амав-ир" не в том, что за счет его действий уничтожается то что горит, а  само наличие огня, из того, что мав-ир хаяв за сколь угодно мало, а если бы мав-ир был хаяв из-за сгорания вещи которая горит, то был бы шиур (количество, которое необходимо сжечь, чтобы нарушить запрет Торы).

 Если так, то нужно разобраться в словах РАМБАМа и в том порядке, в котором он объясняет закон.

В начале (там где определяется что такое мав-ир) он говорит о сжигании ради пепла, и только в конце приводит также случай разжигания ради самого огня.

 

Для тех кто считает, что суть запрета мав-ир - сжигание и уничтожение дерева - логично сперва привести случай "нуждающийся в пепле" - так как эта нужда связана с сутью запрета, ведь пепел образуется именно за счет сгорания дерева.  А затем можно добавить, что также и в случае когда нет нужды в пепле также хаявим из-за запрета мав-ир.

 Но так как мнение РАМБАМа, что суть запрета мав-ир - извлечение огня, ему следовало бы  начать с того что он приводит позже - "зажигающий свечу". Почему же РАМБАМ начал с "мав-ир ради пепла", а не с "зажигающий свечу"?

 

2. По-простому можно сказать:

  

   То что РАМБАМ пишет, что "мав-ир хаяв только если ему нужен пепел", и также "как для того чтобы согреться так и для света" - это только для того чтобы он не был мекалькель ( а не потому, что иначе будет мелаха шело цриха легуфа, ведь по мнению РАМБАМа хаявим также и за мелаха шело цриха легуфа).

           На основе этого можно объяснить то, что РАМБАМ начал с "мав-ир ради пепла", а не с "зажигающий свечу". Потому что в таком варианте отсутствует аспект уничтожения и порчи (килкуль), в этом варианте даже в самом действии сжигания дерева - он только превращает одну вещь в другую - дерево в пепел.

            Не так в случае "зажигающий свечу", не смотря на то что намерение человека ради тикун (созидательное действие) который делается с помощью огня (обогрев или свет), но все-таки в этом случае присутствует также и килкуль (порча), килкуль дерева ради тикун, который сделает огонь.

         Но все же это неполное объяснение, ведь в конце концов, так как "суть запрета ... из-за увеличения огня", нужно было начать с описания запрета мав-ир образом соответствующим сути запрета, т.е. когда человек мав-ир ради  самой сути этой мелахи (извлечение огня) т.е. когда ему нужен сам огонь (для обогрева и т.п.).

   [И следует добавить и уточнить: главная необходимость в отрицании того, что мав-ир он не

   мекалкель, это по отношению к мнению что, "мав-ир это сжигание и уничтожение дерева", по которому получится что мав-ир это по сути килкуль (уничтожение и сжигание) поэтому понятна необходимость сразу же вначале подчеркнуть, что за мав-ир хаявим только тогда когда это не килкуль.

      Но мнение РАМБАМа, что суть запрета – не сжигание и уничтожение, а из-за извлечение огня или его увеличение].

      И из этого понятно, что вместе с тем, что, как пишет Алтер Ребе, "суть  разжигания  - извлечение огня или увеличение огня", все-таки суть мав-ир - это когда "ему нужен пепел", и поэтому РАМБАМ начинает именно таким образом, и продолжает "также и зажигающий свечу... как для того чтобы согреться так и для света", что не смотря на то что в этом случае не нужен ему пепел все-таки " - хаяв".

 

3.Можно все это разъяснить (бепнимиют аиньяним).

 

     Но для начала необходимо разобраться в следующем.

   

    Ламед-тет (32) мелахот запрещенные в субботу, это те же мелахот которые производились при строительстве мишкана. Из этого понятно, что несмотря на то, что ламед-тет мелахот - это будничная, несвятая работа (и поэтому они запрещены в Субботу), все-таки, в своем корне и источнике в кдуше (как известно каждая вещь в этом мире ее источник и корень в кдуше)  это общие, основные, главные работы в служении еврея Вс-вышнему. А его работа - делать из этого мира жилище, мишкан для Вс-вышнего, "веасу ли микдаш вешоханти бетохам".

           И так же это и в детальных условиях и частностях ламед-тет мелахот, что в соответствии с этими условиями мы решаем где мелаха, за которую хаявим, основа их и корень их в ламед-тет мелахот в служении Вс-вышнему, что служение не считается полным и совершенным, если не соблюдаются эти условия, и только потом из этого проистекают детали и условия субботних запретов, что если не соблюдаются эти условия, то человек не хаяв.

           На основе этого, вернувшись к тому, о чем шла речь раньше, можно сказать, что глубинная причина того, что РАМБАМ в начале разъяснения млехет мав-ир приводит именно случай, когда "ему нужен пепел" (несмотря на то, что "суть запрета ... из-за увеличения огня"), это потому что в соответствии с сутью млехет мав-ир в духовной работе человека, должно присутствовать  "ему нужен пепел".

           

4. Разъяснение:

 

            Написано "свеча Вс-вышнего - душа человека", млехет мав-ир в работе человека - это разжигание "свечи" т.е. души, чтобы она пылала любовью, любовью как языки пламени, ко Вс-вышнему.

           Объясняется в книге Тания, что "также как пламя свечи колышется и постоянно по своей природе тянется вверх, потому что огнь пламени по своей природе стремится оторваться от фитиля и соединится со своим корнем наверху... несмотря на то, что при этом погаснет и не будет вообще светить внизу, и так же наверху в своем корне битулируется (аннулируется, растворяется)... так же и душа человека... желает и стремится по природе её отделится и выйти из тела и прилепится к своему корню и источнику во Вс-вышнем". Т.е. "огонь" души это пламя любви ко Вс-вышнему, заставляющее человека  подниматься выше и выше до клот-анефеш лАшем (растворение в своём корне, во Вс-вышнем).

            И это также объяснение с внутренней стороны вещей тому, что "мав-ир (даже) сколь угодно мало".

            То что у млехет мав-ир нет шиура, - это потому, что млехет мав-ир в служении Вс-вышнему это движение месирут-нефеш - самопожертвование. Что это желание - "отделится и выйти из тела и прилепится к своему корню и источнику... вместе с тем, что будет там ничем и полностью битулируется там и не останется от ее первоначальной сути ничего", источник этого желания в пинктеле-аидн (точка  еврейства), "хелек элока мимааль мамаш" (действительно частица Вс-вышнего), поэтому не важно в этом количество, ведь это простая точка, выше категорий раздробленности и деталей так, что даже в "сколь угодно мало" есть качественно вся точка-суть души.

            И к этому добавляет РАМБАМ, что вместе с этим должно выполнятся условие что "ему нужен  пепел".

            "Пепел" - это самая вещественная и материальная часть сгорающей вещи, или языком Алтер Ребе, что когда сжигают дерево три основы - "огонь воздух и вода" дерева  - из него уходят в дым, а остается "земля" дерева - пепел - "опускается вниз и огонь не властен над ним ... он наиболее материальный из всех".

           И это условие млехет мав-ир чтобы "ему нужен был пепел". Конечная цель разжигания огня души должна быть не только для поднятия (огонь) - "отделится и выйти из тела" - а для спуска - " нужен пепел", чтобы человек почувствовал что он нуждается в материальном мире, то есть что нужно оставить душу в теле и заниматься материальностью этого мира - очищать и переделывать её.

            И то что в нем пробудилась любовь мощная как пламя, это для того чтобы это нашло своё применение и выражение в выполнении Торы и заповедей душой в теле.

           Другими словами, в соответствии с тем, что суть строительства мишкана - что это источник, из которого мы учим ламед-тет мелахот - это достичь цели ради которой сотворен мир, что возжелал Вс-вышний чтобы было ему жилище в нижних мирах, и так это и в личном мишкане каждого и каждого (как комментарий  на фразу "вешоханти бетохам"...- бетох коль эхад веэхад миИсраэль), что человек должен сделать из мира жилище для Вс-вышнего, поэтому полная млехет амав-ир  - это когда "нужен пепел", т.е. чувствуется, что цель разжигания огня души, это ради пепла - ради жилища в нижних.

           

            5. Чуть глубже:

           

            Неверно понимание, что разжигание огня и "нужен пепел" - это противоположные вещи.

            Но, так как цель - жилище в нижних, поэтому и настоящая, конечная цель разжигания и пробуждения пламенного стремления ко Вс-вышнему должна быть ради "пепла", переделывание и очистка материальности, и более того это будет критерием для того, чтобы определить что разжигание огня души делается правильно. Что когда пламя любви ко Вс-вышнему оно в своей полноте, то само это пламя приводит к тому, что "нужен пепел".

           

            Объяснение:

           

             Так как "жилище в нижних", переделывание мира в жилище и мишкан для Вс-вышнего, цель и намерение Ацмут (грубо - сам Вс-вышний), то что Он "возжелал", то понятно, что чем человек  больше приблизится к своему корню и источнику  во Вс-вышнем, который "жизнь жизней" благословен Он, тем больше этот человек будет чувствовать необходимость спуститься вниз и  заняться работой с материальным миром, делать жилище в нижних, потому что только так можно выполнить намерение Ацмут.

             Получается, что тогда разжигание огня души и подъем правильны и настоящие когда это приводит к спуску вниз - "нужен пепел".

             

             

[из беседы Ребе Йитро 5749

                                                  Ваякэль 5716]

 

Hosted by uCoz