К содержанию

МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЕГИПЕТСКОГО РАБСТВА

Сыны Израиля строили «города запаса» для фараона: Питом и Ра'амсес. «Египтяне порабощали Сынов Израиля трудом изнурительным. Они сделали горькой их жизнь из-за тяжелой работы с глиной и кирпичами...» (73).

В мистическом учении каббалы рабство Сынов Израиля в Египте духовно связывается со строительством Вавилонской башни, которое произошло на много поколений раньше. Как и строители Вавилонской башни, Сыны Израилевы в Египте занимались изготовлением кирпичей и строительством городов и укреплений. В Торе (74) также сказано, что общее количество душ, пришедших вместе с Яаковом в Египет, родоначальников всех последующих поколений Израиля, было семьдесят. Заметим, что количество языков и народов, на которые распалась единая семья человеческого рода после провала строительства Вавилонской башни, также равно семидесяти (75). Согласно учению каббалы, души порабощенных в Египте евреев были реинкарнацией (76) душ строителей Вавилонской башни и своим тяжким рабским трудом они искупали то, что разрушили в духовном мире строители Вавилонской башни.

 

* * *

Строители Вавилонской башни знали таинства мироздания. Они были «единым народом», у них был «один язык», то есть они знали «Язык Единства», или тайну Священного языка, посредством которого была создана Вселенная. «Язык» состоит из «слов», «слова» из «букв». Двадцать две буквы Священного языка называются в эзотерической книге Йецира 22 камнями, из которых возводятся «дома» (то есть слова-понятия). Из «домов» строятся «города»: предложения, речь. Слова человеческой речи являются «сосудами», в которые мы вкладываем идеи. Благодаря этим «сосудам» мы способны передавать свои мысли друг другу.

Слова Божественной Речи также являются «сосудами», то есть «проводниками» эманации Божественного Света. Свет един, но сосудов много. Как написано в книге Йецира: «...из двух камней строятся два дома, из трех камней — шесть домов, из четырех — 24 дома, и так далее».

Зная таинства мироздания, строители Вавилонской башни пытались предвосхитить идею Единого Народа Израиля, Святого города Иерусалима и Иерусалимского Храма. Это был единый народ: «Один народ, один язык и единое наречие» (77). «Город и башня, главою до небес» должны были служить проводниками, соединяющими небесное и земное. Таким образом, они рассчитывали в земном мире заполучить из Духовного Источника все блага без подчинения Ему.

«Они сказали друг другу: "Давайте сделаем кирпичи и обожжем в огне". И был кирпич у них вместо камня...» (78). Камни — это естественный строительный материал. Кирпичи — искусственный. Буквы и их сочетания в Священном языке, посредством которого создавалась Вселенная, это «камни» и «построенные из них дома» — это слова, в которых закодирован «генетический код Вселенной». Однако строители Башни предпочитали пользоваться «кирпичами», то есть искусственным материалом, искусственными сочетаниями. Не желая подчиняться Высшей Воле, они в то же время не хотели полностью потерять связь с Источником Бытия, от Которого они — в той или иной форме — получали свое питание. «Создадим себе имя» — создадим такое искусственное сочетание, которое будет «нашим»; то есть, не подчиняясь Источнику Бытия, при помощи манипуляций генетическим кодом Вселенной, «подчиним Источник Бытия себе ».

Написано: «Велик Б-г [Гавайе] и славен чрезвычайно в Городе Всемогущего [Элоким] нашего» (79). По отношению к Гавайе — Имманентному, Бесконечному Б-гу, Который не ограничен пространством и временем, эпитет «велик» — бессмыслен. Слова «великий», «большой» или «малый» можно сказать только о вещах, имеющих какие-то размеры. Однако в человеческом восприятии Бесконечность непостижима. Гавайе «велик» — «в городе Элоким». «Город» — это сочетания «домов» (слов), состоящих из «камней» (букв). Благодаря таким сочетаниям возможно восприятие Бесконечного Божественного Света земными существами. В этом смысл Божественного города Иерусалима и Иерусалимского Храма, который явился проводником Божественного Света во Вселенную.

Для восприятия Высшего Единства необходимо создание единства в земном мире. Таков внутренний смысл заповеди о «любви к ближнему». Разрушение Второго Иерусалимского Храма произошло, согласно Талмуду, из-за беспричинной вражды друг к другу, из-за отсутствия любви к ближнему.

Видя, что затеяли земные строители Вавилонской башни, Гавайе сказал: «Давайте сойдем и смешаем там язык их...» (80). Множественное число, в котором стоит глагол «сойдем», а также то, что так можно сказать о Едином Б-ге, Который выше всяких изменений, вызывает удивление у мыслящего читателя. Однако согласно каббале здесь произошло именно то, что заслужили строители Башни. При помощи манипуляций искусственных сочетаний они добивались того, чтобы Эманация свыше сошла к ним вниз, в Вавилонскую долину, которую они избрали себе для поселения. Действительно, Свет Гавайе снизошел к ним через многочисленные искусственные сочетания, но так как единство у строителей башни не было истинным и они преследовали лишь низменные цели, они утратили Священный язык, утратили связь с Единством.

Семьдесят ангелов, к которым Гавайе обращается, предлагая «сойти», действительно «спустились», и каждый из них взял на себя руководство народом, вверенным ему.

Таким образом, единый народ, единый язык распались на множество народов, на множество языков.

Нам неизвестно достоверно, каково было назначение громадных пирамид, которые строились в глубокой древности на берегах Нила, непонятно и назначение высотной башни Зиггурата «главою в небесах» в Мессопотамии, Однако «тяжкий труд» наших предков был особенно «тяжким» в духовном смысле, ибо им приходилось возводить эти строения для фараона. Именно это «сделало их жизнь горькой» — их духовную энергию приходилось отдавать на создание кирпичей и строение городов для фараона. Однако именно в этом состояла подготовка Сынов Израилевых к тому, чтобы стать Единым народом Торы.

 

(По материалам из книги Рабби Шнеур-Залмана из Ляд Тора Ор и беседам Любавического Ребе.)

 

 

 73. Исход, 1:13—14. Согласно Иосифу Флавию, рабский труд евреев в Египте использовался на строительстве египетских пирамид. Возможно, что библейские названия городов «Питом и Ра'амсес» перекликаются со словом «пирамида», которое в свою очередь происходит от древнегреческого «пирамес». Этимология слова «пирамес» не ясна. Полагают, что оно семитского или египетского происхождения. Если это так, то, может быть, «пирамес» — это «Пи-Рамсес» («Обитель Рамсеса», «Обитель сына Ра»)? «Питом и Ра'амсес» можно истолковать как «Обитель Тома и Рамсеса».

74. См. Бытие, 46:27.

75. Все они перечисляются в Бытии, 10.

76. То есть душа человека возвращается в этот мир много раз для того, чтобы выполнить возложенную на нее Божественную миссию.

77. Бытие, 11:1. 78. Бытие, 11:3. 79. Псалмы, 48:2.

80. Бытие, 11:7.

К содержанию

Hosted by uCoz