בס"ד

Из Сихи Любавического РЕБЕ на главу «Ваейце»

 

В нашей главе рассказывается о том, как Яаков женился на двух дочерях Лавана, Лее и Рахели. То есть две жены Яакова были сестрами. Вообще-то нам известно, что наши праотцы выполняли всю Тору еще до того, как она была дана еврейскому народу на горе Синай. Но здесь мы обнаруживаем, что Яаков женится на двух сестрах несмотря на то, что Тора это запрещает.

Нужно сказать, что праотцы выполняли все законы Торы не потому, что получили приказ на это - Всевышний им это не приказывал ( в отличии от нас, так как мы выполняем заповеди потому, что получили на это приказ с горы Синай). Праотцы были великими праведниками и поэтому хотели сделать побольше добрых дел и делали не только то, что были обязаны. И очевидно, что в ситуации, когда невозможно будет совместить выполнение заповеди Торы (это является их добровольным делом) и выполнение какого-либо приказа Всевышнего, который они получили, им нужно будет пренебречь заповедью Торы и выполнять приказ Всевышнего. 

 Во времена праотцов потомки Ноаха взяли на себя определенные обязательства. Эти обязательства приобрели для люде того времени статус закона, и их нужно было выполнять также как мы сейчас обязаны выполнять заповеди Торы, после того, как мы их на себя приняли при даровании Торы. Значит, если во времена праотцов возникало противоречие между обязанностями потомков Ноаха и заповедями Торы, нужно было выполнять именно то, что обязательно для потомков Ноаха.

Во времена Яакова люди очень педантично следили за тем, чтобы не обманывать друг друга. Указание на это мы находим в словах Яакова обращенных к Лавану ( по поводу того, что Лаван обманул Яакова и дал ему Лею вместо Рахели):"почему ты обманул меня?". То есть даже Лаван, негодяй и обманщик, вынужден был оправдываться за свой обман. Эта вещь приобрела статус обязанности и закона. И вот, после того как Яаков уже женился на Лее, он обязан был взять в жены и Рахель, поскольку он это пообещал. А если бы Яаков стал бы упорствовать, пытаться выполнить заповедь Торы не жениться на двух сестрах, если бы он не женился на Рахель, вышло бы, что он нарушил закон, касающийся потомков Ноаха.

Очевидное указание, которое мы можем выучить из поведения Яакова: когда мы хотим сделать хорошее дело, которое, однако, мы не обязаны делать по букве закона, или не делать какую-либо вещь, которую мы считаем нежелательной, хотя и не являющуюся запрещенной по букве закона, мы обязаны тщательно проверить, чтобы это не повредило выполнению тех вещей, которые мы обязаны делать по закону. И к примеру, когда перед нами стоит выбор либо помочь другому еврею в материальном или духовном плане, либо позаботиться о том, чтобы самим выполнить какую-либо вещь, пусть даже очень хорошую, но не обязательную, необходимо пренебречь своими интересами и подумать о другом еврее.

Hosted by uCoz