בס"ד

1 2

Из бесед Любавического РЕБЕ на главу «Толдойс».

1

 В конце нашей главы рассказывает Тора о том, как Эйсав женился на Махалас, дочери Ишмаэля. Нужно сказать, что все, что нам рассказывает Тора – это не просто рассказы или хроника событий. Тора – это не учебник истории и не сборник рассказов. Слово «тора» происходит от слова «ойроо» - указание, поучение. А значит , каждый рассказ Торы является для нас указанием в служении Всевышнему.

Рассказ об Эйсаве мы можем обнаружить как в нашей главе, в основном в связи с Йицхаком, так и в главе «Вайишлах», в основном в связи с Яаковом. Мы можем заметить, что поведение Эйсава перед своим братом Яаковом сильно отличается от его поведения перед своим отцом Йицхаком. Перед Йицхаком Эйсав изображает из себя праведника – «ки цаид бефив»(добыча в устах его, то есть что он ловко умел обманывать) – он старался обмануть отца, чтобы тот считал его праведником. Однако перед Яаковом Эйсав уже не пытался вести себя как праведник. Он вышел против Яакова на открытую войну.

Любой еврей, в своем служении Всевышнему и в своей работе над собой, сталкивается со злом и ему нужно выстоять в борьбе. Иногда зла приходит открыто (как Эйсав перед Яаковом), а иногда это скрытое зло, зло скрытое за добром (как Эйсав перед Йицхаком). Но в обоих случаях зло остаётся злом, и мы должны с ним воевать всеми силами. Более того,  война со скрытым злом более тяжелая и сложная, чем война со злом, которое не прячется.

Наш праотец Яаков находился в доме Лавана целых 20 лет, а его встреча с Эйсавом длилась всего лишь один день. Чтобы победить явное зло Эйсава хватило дня. Но чтобы перебороть зло Лавана арамейца-обманщика (аарами-арамеец, арамаи- обманщик, оба слова состоят из одних и тех же букв) потребовалось 20 лет. Лаван стремился скрыть своё зло от Яакова насколько это было в его силах.

Когда Эйсав явился к Йицхаку он не только скрыл то свое зло, но и подчеркнул то хорошее, что в нем было. Как свинья которая выставляет свои копыта наружу, как будто заявляя этим - «Я кошерная», при этом не только скрывая свои признаки нечистого животного, но и более того, выпячивая свою фальшивую «кошерность», выпячивает свои достоинства. В такой ситуации работа «бирурим»(отделения зла от добра) особенно тяжела.

Вернемся к женитьбе Эйсава. Он женился на «кошерной» девушке. Это нам снова показывает его лживость и лицемерие, поскольку он остался таким же негодяем как и был раньше, только изображал праведность.

Здесь нам указывает Тора насколько нужно опасаться лицемерия. Иногда «ецер оро» (злое начало) соглашается на добрый поступок, но это вовсе не означает что оно превратилось в доброе начало.

И это является работой еврейского народа в этом последнем изгнании, изгнании [в станы] Эдома, исправить зло Эйсава (отца Эдома), уничтожить зло, которое спряталось за добром. Эта тяжелая работа последнего периода изгнания, когда выполнится то, что сказано «и поднимутся вызволенные на гору Цион судить гору Эйсав и будет Всевышний царствовать» да будет это в скорости в наши дни.

2

 Комментируя фразу «веэйле толдойс Йицхок» (и вот потомство Йицхака), Раши пишет: «Яаков и Эйсав, о которых говорится в главе.

Необходимость объяснить эту фразу Торы встала перед Раши из-за того, что сразу после вступления «и вот потомство Йицхака» Тора продолжает рассказывать нам о различных событиях, которые случились с самим Йицхаком, собственно ничего не говоря о потомках. В соответствии с комментарием Раши во фразе «потомство Йицхака» имеются в виду Яаков и Эйсав, про которых речь будет идти позже.

Рамбан, комментируя эту же фразу, пишет: «Эйсав и Яаков, о которых говорится ниже».

Разницу между Раши и Рамбаном можно объяснить тем, что Раши, являясь комментатором простого смысла Торы, строго следит за точностью своего языка и поэтому пишет «в главе», а не «ниже», как написал Рамбан. Ведь слово «ниже» больше подходит к чему-либо сказанному сразу же в этом предложении, или, по крайней мере, в следующей фразе.

По обоим комментариям Яаков и Эйсав – это и есть «потомство» Йицхака, но Раши и Рамбан ставят их в разном порядке. Раши упоминает сперва Яакова, а Рамбан – Эйсава.

Эйсав родился первым, поэтому, по рождению, он первенец. Напротив, Яаков был зачат первым (тот, кто вышел первым, вошел последним), по зачатию, он первенец. Яаков и Эйсав символизируют доброе и злое начала. Злое животное начало первым раскрывается у человека, как Эйсав, первенец по рождению. Но доброе начало- это «первенец по зачатию», его корень выше.

Когда мы говорим о «ниже», то есть о соотношении вещей в нашем мире, то, что видно явно – Эйсав первенец. Как пишет Рамбан: «Эйсав и Яаков, о которых говорится ниже».

Когда же речь идет о «главе», о соотношении сущности вещей, в соответствии со святой Торой – Яаков первенец. Поэтому пишет Раши: «Яаков и Эйсав, о которых говорится в главе».

На поверхности кажется, что Эйсав это первенец, но в глубине вещей, по существу, «и полюбил Яакова, а Эйсава возненавидел». Всевышний желает именно добрых дел праведников!

 

Hosted by uCoz