בס"ד

Назад в БИБЛИОТЕКУ

Лекарства и Косметика в Песах

 

Равин Дониел Неустадт, глава Колледжа Явне  в Кливленде, Штат Огайо. И Магид Шиур ежедневного класса Мишны Бруры в общине "Шоймрей Шабос".

 

Тридцать дней до Песах начинают учить halachos Песах  (O.C. 429:1).

 

С изобилием продуктов с отметкой "Кошер для Песах " на рынке сегодня, стало относительно просто подготовиться к Песах. Но когда речь заходит о несъедобных вещах, типа лекарств и косметики, имеется все еще много путаницы относительно того, что разрешается, а что - нет. В этой статье, мы попытаемся разъяснить некоторые из принципов, на основе которых решаются такие вопросы.

Хранить любой съедобный хамец в доме в течении  Песаха - это запрет Торы. Даже вещь, которая содержит только маленькую примесь хамец,  запрещена (1). Нужно или избавиться от этого до Песах или продать это нееврею вместе с остальной частью своего хамеца.

"Съедобно" определено как вещь, которую будет есть собака. Если вещь настолько испортилась, что даже собака её не будет есть(2), это не считается больше хамец, и это можно хранить в Песах. [хамец, который собака ела бы, но не пригодна для человеческого потребления, является запрещенным хамецом (3).]

Это разрешает, следовательно, хранить и использовать все типы мазей, лосьонов, лак для ногтей или содержащие лекарственные капли (для уха или носа) и т.п., даже если они содержат активный хамец-компонент. Эти вещи не пригодны для потребления и поскольку Рамбам и Шулхон Орух пишут, 'нифседа цурас ha-хамец' они потеряли их "хамец-форма" (4). Точно так же некоторая косметика (тени для век, тушь, румяна и т.п.) и пудры и присыпки для ног, лица можно хранить и использовать в течение Песах (5).

Хотя, как сказано выше, вещь, которая не пригодна для потребления и потеряла "хамец-форма", можно хранить и использовать на Песах, это все еще не означает, что это можно есть. Если такой хамец съесть, то статус вещи поднимается от "несъедобного" до "съедобного" (6). Это изменение статуса упоминается поским как ахашвей (временное, на данный момент, за счет "махшава" - мысль, намерение человека) "возвышение" или возрастание галахического состояния этой вещи. Например: не требуется избавляться от обугленной части хлеба, так как это больше не пригодно для потребления. Однако, этот хлеб нельзя съесть, так как делая это, человек "поднимает" это к состоянию "съедобного".

Применяется ли запрещение ахашвей к вещам подобно пилюлям с противным вкусом или неприправленным жидким лекарствам? По этому вопросу мнения поским расходятся. Некоторые (7) считают, что хотя эти вещи не пригодны для потребления, это все еще не разрешает есть их, потому что человек, принимающий такое лекарство поднимает его состояние к "съедобному". Но много других авторитетов (8) утверждают, что ахашвей применяется только к съедобным вещам , которые стали непригодными и теперь заново классифицируются как пища человеком, кушающим их, типа части обугленного хлеба, упомянутого выше. Но к лекарствам или наркотикам ахашвей, не применяется . Человек, принимающий такое лекарство не предполагает повторно  классифицировать вещь как съедобную; он только убирает свою боль или болезнь чем-то, что является несъедобным. В то время как много поским смягчают в этом вопросе, это стало общей практикой, что всякий раз, когда возможно, пользуются только лекарствами без хамеца из уважения к поским, которые устрожаются (9). Когда лекарство без хамеца недоступно, больной человек может брать лечение, но только под руководством равина(10).

Приправленная помада, таблетки с покрытием, приправленные лекарства, сиропы от кашля с приятным вкусом и т.п., всё это можно считать вещами, которые являются пригодными для потребления. Если человек не опасно болен, то это нельзя брать в Песах, если не определено, что они являются полностью (11) чистыми от хамец (12).

Имеются  в продаже некоторые вещи, который, во время приобретения не пригодны для потребления, но могли бы быть "исправлены" и сделаны пригодными, варкой, очисткой или добавлением некоторые компонентов к ним. Поским обсуждают как hалаха рассматривает статус этих вещей: мы рассматриваем их как "непригодный", так как это - их состояние на данный момент, или мы рассматриваем их согласно их потенциалу, а в потенциале они "пригодные"? (13) Большинство современных поским устрожаются в этом вопросе (14). Соответственно, чистый сделанный из зерна алкоголь - который в необработанном состоянии является непригодным для питья - запрещено хранить в Песах, поскольку если его разбавить, он станет пригодным для потребления.

Много изделий содержат денатурированный алкоголь как компонент. Денатурированный алкоголь - алкоголь, который смешан с маленькими количествами различных химикалий. Некоторые из таких изделий могут быть восстановлены к их первоначальному "пригодному" состоянию, которое по мнению относительно многих поским, приведенное выше, такие вещи относятся  к "пригодный для потребления" даже при том, что сейчас это не так. В то время как не все вещи, содержащие денатурированный алкоголь могут быть восстановлены, чтобы "исправить" его состояние, особенно изделия, использующие полностью денатурированный алкоголь (CDA), трудно оценить потенциальное состояние каждого конкретного вещества. Соответственно, всякий раз, когда речь идет о вещи, которая содержит денатурированный алкоголь, такую вещь следует продать как хамец и не использовать на Песах.

Проблема восстанавливаемого денатурированного алкоголя касается только изделий, которые находятся в полностью жидком состоянии. Некоторые возможные примеры включают одеколон, лак для волос, дезодоранты и лосьон для бритья. Вещи подобные сливкам, включая лосьоны и мази не представляют проблему. Некоторые другие жидкие изделия, типа шампуня (15), чернила (16) и краски также не восстанавливаемы к их состоянию оригинального алкоголя, и они могут быть сохранены и использоваться на Песах, даже притом что они могут содержать хамец компоненты.

Обратите внимание, конечно, что не любой спирт – хамец. Метанол и изопропил не имеет никаких хамец компонентов, и даже этиловый спирт не всегда получают из зерна, но иногда он синтезируется из химикалий. Только истинный эксперт в этих вопросах может советовать относительно точного характера всех этих вещей. Опыт показал, что даже изготовители не всегда дают надежную, современную информацию.

Следует предостеречь относительно духов, "основа" изделия "непригодна", но ароматический компонент  может быть классифицирован как "пригодный" хамец: Некоторые поским утверждают, что, так как вся цель духов состоит в том, чтобы источать аромат, и аромат "пригоден", духи не могут быть классифицированы как "непригодный" (17). В то время как много других поским не соглашаются с этим мнением (18) поскольку, в конце концов, основа духов непосредственно не пригодно для потребления, все-таки следует устрожаться и использовать только такие изделия, которые не содержат никакой аромат, полученный из хамец.

[ Лекарства, которые содержат китниёт, могут быть использованы на Песах, когда необходимо. Туалетные принадлежности и косметика, которые содержат китниёт, могут использоваться на Песах.]

В заключение.

Облегчения по поводу "непригодный для употребления " - ещё не даёт "карт бланш", чтобы использовать любое лекарство или косметику в Песах. Хотя много изделий попадают в эту категорию (19), имеются другие факторы, которые нужно рассмотреть прежде, чем несъедобное изделие разрешить для использования в Песах. Изделия, которые содержат алкоголь, который может быть восстановлен к "пригодности" и изделия, которые "надушены" хамец производной – это некоторые примеры вещей, которые не следует хранить и использовать в Песах, даже притом, что, на первый взгляд, они могут показаться "непригодными для употребления".

  Назад в БИБЛИОТЕКУ

СНОСКИ:

1 При некоторых условиях, даже незначительное количество хамец превращает весь пакет не кошер для Песах [даже если хамец был добавлен к смеси до Песаха]; см. Рамо О.Х. 447:4, Мишна Брура 35 и Хазон Иш 119:12.

2 При условии, что это достигло этого состояния порчи перед полуднем эрев Песах.

3 В то время как обычно вещь, которая является непригодной для употребления человеком,  больше не рассматривается как не-кошер, хамец отличен, так как этот уровень порчи все еще позволил бы вещь оставить, как кислое тесто, которое может заквасить другое тесто; Beiur Halachah 442:9. См. Хазон Иш O.C. 116:8. Кто постановляет так, если испорченный хамец больше не может заквасить другое тесто, то он разрешен, даже если это все еще годится для потребления собакой.

4 O.C. 442:1; Шулхон Орух ha-Рав 24; Игрес Мойше O.C. 3:62.

5 Книга Hilchos Песах, pg. 26.

6 O.C. 442:4 и Мишна Брура20 и 43.

7 Шаагас Арье 74-75; Ахиэзер 3:34-4.

8 Ксав Сойфер O.C. 111; Даркей Тшуво Y.D. 155:28; Хазон Иш 116:8; Орхос рабейну, Песах 24; Igros Moshe O.C. 2:92; Рав Ш.З. Ойербах (цитируемый в Шмирас Шабос  ке Илхосо 40:74)

9 См. Йехаве Даас 2:60; Циц Элизэер 10:25-20; Киньян тора 4:44; Нишмас Авроом O.C. 466:1.

10 Равин должен сначала определить, может ли человек, принимающий лечение быть классифицирован как холе(больной). Кроме того, некоторые лекарства могут быть смешаны вместе с другой пищой в пропорции, делающей хамец батель. Равин может также знать нетрадиционную медицину.

11 Sha'ar ha-Tziyun 466:6.

12 Шмирас Шабос  ке Илхосо 40:76; Книга Hilchos Песах, pg. 23.

13 Эта проблема была уже обсуждена поским предыдущего поколения; см. Shearim Metzuyanim b'Halachah 112:8, кто цитирует различные мнения, но ясно не решает проблему.

14 Рав Франк (Микроэй Кодеш 54); Рав Мельцер, Рав Котлер, Рав Файнштейнn и Рав Каминейкий, цитируемый в книге Hilchos Песах, pg. 25.

15 Книги Hilchos Песах, pg. 26

16 O.C. 442:10. См. Кней Босем 1:25, который разрешает использовать жидкость для полоскания рта даже при том, что это имеет хамец компоненты.

17 См. Shoel u'Meishiv (Kama 1:143) и Divrei Malkiel 4:24.

18 См. Shearim Metzuyanim b'Halachah 112:7 и Микроэй Кодеш 54. См. также ha-Elef Lecha Shelomo O.C. 204.

19 не следует понимать, что любая из этих вещей "непригодна для потребления собакой". Если собака могла бы возможно потреблять данный продукт, это может потерять статус "непригодный".

 

Hosted by uCoz