בסד

Назад в БИБЛИОТЕКУ  

Печенье с рисунками и надписями в Субботу

По Торе в Субботу запрещено писать или рисовать и стирать с целью написать или нарисовать заново. Мудрецы запретили стирать, даже если отсутствует намерение написать или нарисовать заново.

В Шулхан Арухе в законах Субботы Рамо запрещает ломать в Субботу печенье с надписями. Маген Авроом комментируя это место добавляет, что тот же закон касается и печенья с рисунками. В свою очередь Нойдо бэйеудо в своём комментарии (Догуль мирвово) с этим соглашается, но поднимает вопрос о том, что ведь в Песах в Йом Тойв можно кушать мацу с рисунками. Почему здесь, в законах Субботу с надписями и рисунками - запрещается, а в Песах - разрешается? В процессе ответа на этот вопрос Нойдо бейеудо формулирует закон следующим образом:

Если буквы или надписи являются частью самой выпечки, а не сделаны другим материалом (кремом и т.п.), то этого вообще запрет стирания не касается и это можно без сомнения ломать и кушать в Субботу (основа для этого - идея Р"Ш а-Лейви, что запрещено стирать только тогда, когда за счет стирания появляется возможность написать что-либо заново подобно тому, как это было написано до того. Но если буквы из теста, выпуклые или вдавленные, то разрушение этих букв не даёт возможности сделать такие буквы заново). Как раз о такой ситуации идёт речь в законах Песаха и поэтому нет проблемы с мацой на которой перед тем как ёё испечь нарисовали изображения рыб и т.п.

В законах Субботы видимо говорится о буквах из другого материала. Но даже если буквы сделаны из другого материала, и человек который кушает такое печенье действительно стирает эти буквы, но

это не запрет Торы, так как отсутствует намерение написать заново,
это стирание без намерения, так как все его намерение - кушать (псик рейшо в запрете дерабонон),
он мекалкель (портящий; стирание букв в данном случае не имеет никакой созидательной цели)
это стирание келеахар яд (изменённым способом, путем съедания)
это дерех ахоло - "путь еды", то есть это стирание является неотъемлемой частью процесса еды.

Поэтому это должно было быть также разрешено.

Рамо это запретил, основываясь на Мордехи, а Мордехи - на МААРАМ из Ротенбурга, который, когда его спросили о каких-то печеньях с буквами для детей, разрешил их только для детей. Нойдо бейеудо объясняе, что видимо там речь шла о специальных печеньях, которые специально давали детям как сгулу на сообразительность. ( Как примету, что если ребенок будет кушать печенье с буквами, будет сообразительней). В таком случае, соглашается Нойдо бейеудо, действительно появляется запрет стирания, так как пропадают несколько разрешающих мотивов:

это теперь не мекалькель - появилась созидательная цель стирания - поумнеть,
это не без намерения, наоборот здесь специально кушали печенье чтобы стереть написанные на нём буквы.

Основываясь на словах Нойдо бейеудо, Мишна Брура постановил, что, если надпись или рисунок из того же материала, что и само печенье, то его разрешено есть и ломать (как мацу с рисунками в Песах). Если надпись или рисунок из другого материала, то в принципе это тоже можно кушать, стоит устрожиться и ломать надпись только именно ртом в процессе еды, но не руками.

Если мы откроем Шулхан Арух Алтер Ребе, то обнаружим, что хотя он и приводит постановление Рамо на основе Мордехи, что нельзя ломать в Субботу печенье с надписями, но он вообще не упоминает разницу между буквами из того же материала или из другого, а также обходит молчанием слова Маген Авроом, что тот же запрет касается и рисунков.

Напрашиваются выводы:

  1. по Алтер Ребе нет разницы между буквами из того же материала или из другого - все запрещено ломать.

  2. Алтер Ребе не разрешает ломать эти буквы даже ртом.

Видимо Алтер Ребе не принимает идею Р"Ш а-Лейви (что, если буквы из того же материала, то этого вообще запрет стирания не касается и в этом нет даже запрета по Мудрецам). И также Алтер Ребе не принимает идею Нойдо бейеудо, что да же буквы из другого материала можно разрешить. Можно предположить, что Алтер Ребе не принимает идею, что это дерех ахило, так как можно возразить, что процесс стирания букв вообще-то обычно никогда не является неотъемлемой частью процесса еды. Измельчение, пережевывание и т.п. - да, но не стирание букв!

Если так, то как Алтер Ребе объяснит то, что мацу с рисунками в Песах можно кушать? Ведь он не сможет сказать, что просто там речь идет о рисунке, который является частью самой мацы, он из того же материала - ведь по Алтер Ребе нет разницы из того же материала или из другого?!

Придется сказать, что по Алтер Ребе есть разница между буквами и рисунками. В законах Субботы говорится о печенье с надписями и это по Алтер Ребе запрещено ломать, а в законах Песаха речь идет о маце с рисунками и это ломать можно. Поэтому Алтер Ребе не приводит слова Маген Ароом о том, что запрет ломать печенье касается также и печенья с рисунками.

Можно предположить, что идея которая за этим стоит, что разрушение рисунков при еде все-таки является неотъемлемой частью процесса еды - дерех ахило. Форму изображенные на печенье можно уподобить самой форме печенья, а разрушение формы печенья является неотъемлемой частью процесса еды. Всегда при еде разрушается форма пищи.

Hosted by uCoz