בסד

Назад в БИБЛИОТЕКУ

 

Практическая Ґалаха

Выпуск №26 Рош Ходеш Менахем Ав, 5756

Составлено и издано - Колель Менахем - Любавич (Мельбурн, Австралия)

в зхус Любавического Ребе.

 

Т'ВИЛАС КЕИЛИМ (Ритуальное Погружение Сосудов)

1.     Источник

2.      Галахический статус

3.      Какую посуду нужно окунать

4.      Материал посуды

5.      Электрические приборы

6.      Еда в Еврейском ресторане или гостинице

7.      Дешевые (одноразовые) сосуды

8.      Кто может исполнять погружение?

Источник

Сказано в Торе, в отношении сосудов отвоёванных у Мидьяна: " Всё, что использовалось с огнём, должно пройти через огонь и быть очищено". Из этого Геморо учит, что сосуды, приобретенные от нееврея должны быть откашерованы (чтобы удалить любые поглощенные запрещенные вкусы), и затем очищены погружением в микве. Это погружение поднимает сосуды от их прежнего статуса нееврейской  собственности к святости собственности еврея.

Из продолжения стиха, " в водах ниды они должны быть очищены " Геморо заключает, что они должны быть погружены в микве, удовлетворяющей требованиям для погружения ниды.

Галахический Статус

Может показаться из Геморы, что требование погружать сосуды в микву - это деорайсо. Рамбам, однако, пишет, что это - только дерабонон, и что Тора требует "очистки" только в форме кашерования, но не погружение. Мудрецы же просто нашли, что намек на их постановление погружения содержится в слове "очищены", хотя это не реальное значение этого слова.

Шулхон Орух постановляет, что т'вилас кеилим деорайсо.

Большинство авторитетов заявляет, что деорайсо только обязанность погружать сосуды. Однако запрет на использование сосудов до погружения - только дерабонон.

Другие утверждают, что тот, кто использует сосуды, которые не были погружены - и у него есть возможность их окунуть - таким образом, битель (аннулировал) заповедь деорайсо. Объясняется, что, если сказать, что можно использовать не окунутые сосуды, это фактически аннулировать обязательство погружать их. (Все мнения, однако, согласны, что пищу, приготовленную в сосудах, которые не были погружены, можно кушать.)

Какую посуду требуется погружать?

Требование погружения относится ко всем сосудам, приобретенным от нееврея, даже, если они новые, при условии, что они будут использоваться с продовольствием. "Использование с продовольствием " включает в себя не только посуду, в которых пища подается и съедается, но также и в которой (или в соприкосновении с которой) пищу готовят. При условии, что она находится в готовом состоянии в этой посуде.

В отношении посуды, которая используется в подготовке пищи до того, как она готова, типа мисок миксеров или ножей для шхиты, мнения расходятся. Следовательно, они должны быть погружены, но без брохи.  

Материал сосудов

Тора говорит, что сосуды из золота, серебра, меди, железа, олова и свинца объединены следующим принципом: если они сломаны, то можно их расплавить и восстановить (в отличие от кости, дерева, бумаги, глины, камня и т.д., которые не могут быть отлиты и потому  не требуется их окунать, даже дерабонон.)

 

Далее приведены некоторые случаи, когда требуется специальное разбирательство.

Фарфор

Некоторые утверждают, что сосуды из фарфора не требуется окунать, поскольку они не могут быть переплавлены. Если, однако, они покрыты глазурью, то их нужно окунать, поскольку это - подобно стеклянному покрытию, требующему погружения. Другие постановляют, что современный фарфор может быть расплавлен и преобразован, и поэтому требуется их окунать (но без брохи). Современный обычай - погружать их без брохи, так как многие покрыты глазурью или могут быть переплавлены.

Пластмасса

Некоторое авторитеты говорят, что пластмассовые сосуды должны быть погружены так как они могут быть переплавлены; но другие заявляют, что это должно быть выполнено без брохи так как возможно, что Мудрецы добавляли только стекло к списку материалов требующих погружения, но не все плавкие материалы.

Третьи утверждают решительно, что Мудрецы добавили только стекло к списку, и что мы не можем расширять их постановления.

 Кроме того, то, из чего пластмасса изготовлена, не подобно стеклу

Алюминий

Из-за его отличия от других металлов и стекла.

Еда в Еврейском Ресторане или Гостинице

Требование погружать сосуды обращается только к, тем сосудам, которые купили у нееврея, но не к тем, которые одолжили у него. Если один еврей покупает их и передает их другому еврею, последний обязан погрузить их. Если, однако, они были куплены для деловых целей а не для персонального использования, и затем предоставлялись другому еврею, имеется спор относительно того, обязан ли заемщик погрузить их.

Основываясь на этом - что заемщик посуды, купленной владельцем не для персонального использования, а для деловых целей не обязан погрузить их - некоторые постановляют, что сосуды в еврейской гостинице или ресторане могут использоваться без погружения. Кроме того, запрещение на использование не погруженных сосудов - только дерабонон, и это недостаточная причина, чтобы заставить человека, который пришел только покушать, погрузить сосуды.

Другие объясняют, что облегчение (куло) с сосудами, купленными для деловых целей, относится только к тем, которые купили, чтобы перепродать, но не тем, которые будут предоставляться другим, чтобы есть из них. Только в чрезвычайных обстоятельствах можно использовать не погруженные сосуды в Еврейском ресторане или гостинице, и только для пищи, которую можно съесть и без посуды, к примеру что-либо твёрдое, в отличие от жидкостей, где посуда необходимо.

Следует подчеркнуть, что всякий раз когда нееврей является владелецем сосуда, еврей, приобретающий этот сосуд должен погрузить его, и несущественно, кто сделал его первоначально. Если бы теперь еврей, который сделал этот сосуд, купил бы его назад от нееврея, то он был бы теперь должен окунуть его.

Электрические Приборы

Относительно посуды с электрическим монтажом, - который может быть поврежден при погружении в воду – мнения расходятся.

Реб Моше Файнштейн пишет, что только сосуды, которые входят в прямой контакт с пищей - типа сосуда, в который непосредственно помещают пищу, а затем вставляют в прибор, в отличие от внешнего прибора - требуют погружения. Если невозможно погрузить электрический прибор, то можно погрузить только ту часть посуды, которая будет в контакте с продовольствием, без части с электрической схемой. Хотя, в принципе, посуда должно быть погружена целиком, здесь две части посуды могут рассматривать как отдельные сосуды.

Некоторые доказывают, что только в отношении принятия тумы можно рассматривать части посуды как отдельные сосуды, но не в отношении твилы.

Минхас Йицхок советует отдать такую посуда как подарок нееврею, и затем одолжить её у него. Таким образом отпадёт необходимость погружения.

Другие, однако, разрешают это только в случае, когда посуда одалживается на короткий период (к примеру на Шаббос), но если одалживают на неопределенно долгий срок, таким образом это как будто его посуда, и её требуется окунуть.

Хелкас Яаков предлагает обернуть ткань вокруг посуды, чтобы задержать воду. Эта ткань сначала должна быть погружена в микве и выжата, оставаясь немного влажной (чтобы не было проблемы хацицо (препятствие, перегородка) между водами микве и сосудом). Тканью следует свободно покрыть прибор, или засунуть её в отверстия или щели, где вода может проникнуть в электрические компоненты. Если все-таки слишком много воды достигнет электрических компонентов, то в отверстия может быть помещен клей или воск и оставлен там по крайней мере на неделю и затем посуду можно погрузить в микве.

Беэйр Мойше советует нанять еврейского электрика, чтобы разобрать прибор, до такой степени, что он станет непригодным для использования, и затем повторно собирать его. Это подобно сосуду, сделанному евреем, который не требует погружения. Он также пишет, что он получил информацию от экспертов, что если посуда погружена такой, как есть, и оставлена, чтобы просохнуть в течение 48 часов, электромонтаж таким образом не будет поврежден.

Одноразовая посуда

Одноразовая посуда не требует погружения в микве, также как она не принимает любую форму тумы. Даже если такая посуда используется несколько раз, но не долго из-за того, что она одноразовая - не требуется её погружать так как она «слабая» (и не считается кли).

Однако, неодноразовая посуда, которая используется один раз из-за дешевизны, нуждается в погружении перед использованием.

Согласно всем мнениям нормальная посуда не может использоваться даже "один раз" без погружения (вопреки распространённому мнению).

Кто Может Исполнять Погружение?

Дети до бар/бас Митцва не могут быть посланы, чтобы погрузить сосуды. В данном случае, как и в любом другом законе Торы, им не верят и полагаются на детей, так как есть опасение, что они не выполнят то, что им поручили. Если они все же погрузили сосуды, и кто-либо взрослый видел, что они погружали их должным образом, погружение имеет силу. Точно так же сосуды не дают окунать нееврею. Но если это было под наблюдением взрослого еврея, который следил за тем, чтобы посуда была погружена должным образом, не требуется погружать занова.

 

Все вышеупомянутое не предназначено, чтобы решить галахические вопросы, а скорее разъяснять их в ясной и краткой форме. Пожалуйста обращайтесь по всем вашим практическим вопросам к вашему местному Раввину.

 

Назад в БИБЛИОТЕКУ

Hosted by uCoz