בסד

Назад в БИБЛИОТЕКУ

 

Законы ХАНУКИ

Перед зажиганием

1. Полчаса до того, как придет время зажигания свечей, не начинают учиться, кушать, работать. Кушать: лекатхила - ничего, но если нужно, можно положиться на тех, что разрешают вещи, на которые благословляют 'шэ hаколь', а также все виды фруктов, и даже мезойнэс в количестве меньшем, чем ка6эйца (72 см 3). Пить можно без ограничений. Учиться: речь идёт об углублённом изучении чего-либо, однако законы Хануки можно.

2. Начал более чем за полчаса до времени зажигания - всё вышеупомянутое можно продолжить до времени зажигания, т.е. до шкии (захода солнца). В случае если договорился, что ему напомнят о зажигании, можно только учиться и только до шкии. Кушал трапезу, и пришло время зажигать - прерывается, зажигает, и только потом продолжает кушать.

3. Женщины, несмотря на то, что не зажигают сами, у них также есть обязанность, зажигать (которую они выполняют за счёт мужчины), так как их тоже коснулось чудо Хануки, и поэтому их также касается всё вышесказанное.

4. Перед зажиганием нужно, чтобы все члены семьи собрались возле того, кто зажигает, чтобы было пирсумэй ниса (распространение вести о чуде), чтобы они услышали брохи (благословения) и ответили амен, увидели зажигание свечей и т.д. Бэдиавад выполнили свою обязанность (значит, не обязаны зажигать) даже если не ответили амен.

5. Бэдиавад (в вынужденной ситуации) начало времени зажигания - не раньше плаг минха (один галахический час с четвертью до захода солнца). Также делают в синагоге; так как там нельзя иначе то похоже на диавад.

6. Обычай ХАБАД: время зажигания - между минха и маарив, около 10 минут после шкии. Свечи такие, чтобы горели 30 мин. после выхода звёзд. На Украине между шкией и выходом звёзд - около 45 мин., поэтому необходимо чтобы свечей в таком случае хватило минимум на 45-10+30=65минут.

7. Пришел домой поздно, и все в доме спят, не может благословлять, если не разбудит их, чтобы было пирсумэй ниса. Однако не обязан всех будить, достаточно некоторых из них.

8. Вынужден уйти из дома раньше времени зажигания, а возвращается поздно, когда все спят, может зажечь в плаг минха (как описано в пп. 5, что если нельзя по-другому, можно так). Но, в любом случае, должен позаботиться, чтобы свечи продолжили гореть минимум 30 мин. в нужное время, т.е. ночью. Но все-таки, так как есть мнение, что зажигающий раньше времени (даже после плаг минха) не может благословить, то все же лучше зажечь, когда вернётся домой, и разбудить членов семьи.

Обязанные зажигать

9. Как сказано выше, женщины обязаны зажигать, но обычай, что сами они не зажигают. Но, понятно, в случае, что некому зажечь и благословить для них, должна зажечь сама.

10. Студенты ешивы, которые спят в общежитии, а кушают в столовой, зажигают в общежитии. Но чтобы выполнить все мнения, стоит там съесть хотя бы ужин, чтобы засчиталось также как место еды.

11. Начинают зажигать некоторое время перед бар-мицвой. Так пишет Ребе в книге минhагим (и нужно разобраться, ведь Рамо в Шулхан Орухе пишет, что достигший воспитательного возраста должен зажигать). В любом случае, достигший воспитательного возраста должен послушать и выполнить обязанность за счет отца. И также девочка.

12. Бэдиавад, все члены семьи выполняют обязанность тем, что глава семьи зажигает в доме, даже если они не присутствуют при зажигании (при этом они теряют благословения, и может быть могут услышать эти благословения от других).

13. Есть мнение, что свечи ребёнка не обязаны гореть 30 мин. или 50 мин., т.к. он не обращает внимания на эту деталь, а раз так, то нет никакого недостатка в его воспитании.

14. Больной или старик, которые не могут подойти к месту зажигания, можно зажечь возле них, а потом перенести ханукию на место. При условии, что это в той же комнате, т.к. в другую комнату нести нельзя, нужно чтобы он послал кого-то зажечь вместо себя. Если его жена зажжет в доме - этого достаточно.

Зажигание свечей

15. Начинают зажигать после всех благословений, hанэройс hалалу говорят после того, как зажгли все свечи, руку забирают от свечи, когда хорошо горит.

16. Место, где ставят светильник в толщине входа напротив мезузы. Шамаш должен стоять отдельно (обычно выше). Высота: огни должны быть лекатхила не ниже 3 и не выше 10 тфахим (30см-1м.). Есть мнение, нельзя делать фитили очень тонкими. Также есть мнение, что не стоит зажигать часть свечей из воска, а часть масляных, а чтоб все были одинаковые.

17. Масло для свечей не обязано быть кошерным, но нельзя зажигать маслом 7-го года, также не стоит, по некоторым мнениям, зажигать затумившееся масло (например, которое было под кроватью).

18. Наш обычай каждый день менять фитили (как делали в Храме). Но, все-таки не чистят ханукию каждый день от старого масла (так как в Бейс-Иосеф окончательный вывод, что чудо было в том, что каждый день находили светильник полным, так что там не надо было менять масло).

19. Электрическими лампочками невозможно выполнить обязанность зажигания ханукальных свечей.

20. Если нет специального светильника, все равно, нельзя выдолбить ямки в картофеле и т.п., сделать из этого подобие светильника. Так как ёмкости для масла должны являться кли (одноразовый сосуд, не предназначенный для продолжительного существования, не является кли). Но все же чашечки для масла не нужно окунать в микву.

21. Во время зажигания, зажигающий и те, кто выполняют эту обязанность за его счет, стоят. В память о том, как это было в Храме.

22. После благословения и до того, как зажёг последнюю свечу нельзя разговаривать. Бэдиавад, если уже зажег хотя бы одну свечу не нужно благословлять заново. Но если прервался между благословением и началом зажигания, должен благословлять заново. Однако если прерывание было для зажигания свечей, к примеру "принеси спички" и т.п., не нужно благословлять заново. Отвечать амен на чужое благословение на зажигание свечей лекатхила можно после того, как зажег одну свечу.

23. Забыл благословить шеhэхэйяну в первый вечер или не сказал по любой другой причине, может восполнить это в течении всех восьми дней Хануки, но только в момент зажигания свечей!

24. Багословил и обнаружил, что забыл налить масло, если масло находится в той же комнате, наливает масло в светильник. Но если нужно нести масло из другой комнаты, должен будет благословлять заново. А если, все же, в светильнике было немного масла, то не нужно благословлять заново в любом случае (так как бэдиавад этого достаточно).

25. Обычай ХАБАД посидеть у ханукии около получаса (кроме эрэв шабэс).

26. Не смотря на то, что запрещено пользоваться светом ханукальных свечей, все же можно получать выгоду от их света. Поэтому, в случае если вырубило свет, нет запрета ходить по комнате, хотя при этом есть выгода от свечей в том, что видит куда идти.

27. В течение всей Хануки нельзя использовать этот светильник для какой-либо другой цели, так как он выделяется именно для этой заповеди.

28. В Шулхан Орухе написано, что обычаи, что женщины не делают работу во время горения свечей. В книге минhагим объясняется, что речь идет о 50 минутах, в течение которых свечи должны гореть, а после этого можно делать работу, только не при свете этих свечей.

29. Работы, которые не делают в это время: стирка, шитьё, вязание и глажка. Другие работы делают как обычно.

30. В книге минhагим: обычай убрать ханукию после того, как она горела 50 мин.

31. Обязанность зажигать - в доме человека или в квартире, где он временно находится: спит и ест. Но если он пришел в гости только покушать и на ночь собирается вернуться домой, никоим образом не может выполнить обязанность зажигания свечей в гостях. (Многие ошибаются в этом законе. Частая ситуация: на субботу был человек в гостях, после субботы возвращается домой. В этой ситуации должны знать: они не могут зажечь в гостях, а обязаны зажечь дома.)

Законы «вэ аль hанисим» и hалель

32. Забыл «вэ аль hанисим» в биркас hамозон или в молитве - если вспомнил до того как сказал имя Всевышнего в конце благословения, возвращается к «вэ аль hанисим и продолжает оттуда в обычном порядке. Если уже произнес имя Всевышнего не возвращается, а говорит это после миморойм в биркас hамозон, а в «18» говорит перед последним «йиhйю ле роцойн» следующим образом:

 
 
В рош ходеш во время Хануки сначала говорят  ,  относящийся к рош ходешу, а потом, относящийся к Хануке (по принципу постоянный раньше).

33. Ошибся и начал повторять «18», должен остановиться сразу же в тот момент, когда понял, что ошибся, даже в середине благословения, и сказать борух шейм квойд малхусой леойлом воэд, и ни в коем случае не продолжать молиться и говорить благословения всуе.

34. Законы hалель, в отношении прерываний на амен и т.п., такие же как в благословениях шма!

35. В Хануку читают в Торе отрывки «hанэсиим». Если ошиблись и прочитали в какой-то день отрывок на другой день бедивад сойдёт и не нужно перечитывать.

36. Масло и фитили, оставшиеся после Хануки нужно сжечь. Обычай смотреть на огонь - сгула от пожара в течение года.

 

Назад в БИБЛИОТЕКУ

Hosted by uCoz